Большинство нашего населения уверено, что сжигание – это плохо. Но всегда ли это так? Об этом мы беседуем с генеральным директором ООО «Эко-Спектрум» О. Ш. Девлетовой
– Уважаемая Октябрина Шакировна, в вопросе выбора метода утилизации отходов – сжигание или переработка – вы предлагаете сжигание. Почему?
– Приоритет обусловлен видом и классом опасности отхода. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не разрешают захоронение биологических отходов путем их закапывания в землю, запрещен и сброс биологических отходов в мусорные контейнеры для вывоза полигоны. Биологические отходы, зараженные или контаминированные вирусными возбудителями, согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 подлежат термическому обезвреживанию и уничтожению в специальных инсинераторных печах. Тем более это касается инфицированных медицинских отходов. Для них невозможен никакой другой подход, кроме сжигания,
– Безусловно, это так. Но насколько оправдано сжигание в отношении ТКО?
– Нельзя не признать приоритет предотвращения образования отходов над их повторным использованием, а его, в свою очередь – над термической переработкой. Но для реализации этой иерархии, как показывает опыт, начинать цивилизованное решение проблемы с ТКО возможно со сжигания. Показателен в этом отношении опыт Швейцарии, где согласно новому законодательству существует равноправный статус термической и механико-биологической переработки отходов. Около 30 лет назад Швейцария оказалась в ситуации, нашу сегодняшнюю: полигоны заполнены, множество несанкционированных свалок… По этой причине в первую очередь были осуществлены инвестиции в мощности по сжиганию отходов. На следующем этапе акцент был сделан на разделении отходов на фракции, конечная фаза жизненного цикла которых диктуется их свойствами. Начали со сжигания, но сегодня Швейцария – один из лидеров рециклинга.
– И все же сакраментальный вопрос «сжигать нельзя складировать» – где ставить запятую? – сегодня волнует многих, и чаще говорят о минусах сжигания.
– Конечно же , я не призываю считать, что сжигание – это волшебная палочка, по мановению которой любые отходы исчезают в никуда. Но нужно понимать, что сжигание – это контролируемый и регулируемый процесс, у которого есть свои роль и место в технологической цепочке обращения с отходами. Если отходы просто складируются на свалках, то происходят выбросы метана и других парниковых газов, что крайне негативно влияет на окружающую среду.
– А чем лучше сжигание, неизбежно связанное с выбросами диоксинов?
– Это не так. Вопрос предотвращения выбросов диоксинов в значительной степени решен путем применения:
• повторного дожига газов при температуре 1100–1200 °C в течение не менее 2 сек. с предварительным прохождением газов через факел горелки;
• «закалки» отходящих газов путем резкого охлаждения до 200 °С;
• прохождения газов через циклоны и рукавные фильтры с применением при необходимости реагентов.
- Но применим ли процесс сжигания для больших объемов отходов?
В силу сложившейся всеобщей веры в то, что «сжигать нельзя, складировать!», инвесторы не готовы массово вкладывать средства в те идеи, которые заведомо встретят массовое сопротивление. Но термическая утилизация может быть реализована локально. Ведь подавляющее большинство переработчиков отходов – это малые и микропредприятия. Сжигание отходов полезно и прогрессивно не для огромных масс ТКО, а для ограниченных объемов в определенных ситуациях; для ряда опасных отходов оно просто необходимо. В этой нише оно представляет собой неотъемлемую часть экологически безопасной системы обращения с отходами.
ТБО - научно практический журнал
Интервью провела Е. А. Кадзова